Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общественное сознание на пороге XXI века все больше утверждается в мысли о том, что человечество находится в переломной точке развития. Об этом свидетельствуют не только ведущие философы, историки искусства и культурологи современности, но и представители течений нью-эйдж, и даже массовая культура. Одним из центральных вопросов в этом смысле является вопрос о статусе культуры, который нельзя решить без глубокого, серьезного исследования феномена культуры и искусства предшествующих периодов и прежде всего ХХ века.
Разговор об эстетике данного времени особенно актуальным в наши дни, потому что все, что было сделано в искусстве за последние 30-40 лет, являясь по сути наследием этой эпохи, все еще не кажется осмысленным в достаточной мере и по сути существует лишь как общее нераздельное поле, на котором произрастают отдельные факты искусства, в то время как единого факта культурной среды, понимания пространства культуры пока еще нет. В условиях общего кризиса культуры, на мой взгляд, важным и актуальным было бы найти и определить какие-то новые ориентиры, а это невозможно без осмысления общих тенденций времени.
Сравнительный анализ двух ближайших этапов современной культуры, - авангарда и постмодернизма, определение их логических, смысловых и хронологических границ, а также общей динамики развития составляет таким образом цель данного исследования.
Цель определяет следующие задачи:
1. Дать понятие терминам «историзм» и «модерн», определить их место в ряду других.
2. Исследовать теоретико-методологические, философско-эстетические основания искусства русских художников и плакатного искусства на рубеже XIX – XX века.
3. Произвести сравнительную характеристику и определить основные особенности и специфические черты модели авторской картины мира авангарда и постмодернизма.
4. Определить креативно-творческое, художественно-коммуникативное измерения авторской картины мира художника, модели взаимодействия автора и адресата.
Объектом исследования, таким образом, будет культура русских художников и плакатного творчества, а предметом – общая проблематика русских художников в плакатном искусстве на рубеже XIX – XX веков, в частности формы взаимодействия автора и зрителя, язык, нормы и принципы этого взаимодействия.
Несмотря на то, что проблематика авангарда и постмодерна достаточно освещена в литературе, все еще не существует единого взгляда на данные культурные явления, поскольку нет общей теории и типологии модернизма, авангарда и постмодернизма.
Теоретико-методологические аспекты проблематики были рассмотрены в работах представителей структурализма и семиотики: Ч.Пирс и Я.Моррис, Р.Якобсон, К.Бремон, А.Ж.Греймас и др., постструктурализма (Ж.Деррида, Ж.Бодрийар, Ж.Лиотар, М.Фуко, Р.Барт, Ю.Кристева), а также герменевтики и феноменологии (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Г.Гадамер, В.Дильтей, П.Рикер).
Философско-эстетическое осмысление модернизма можно обнаружить в работах Т.Адорно, Г.Маркузе, Х.Ортега-и-Гассета, Ю.Хабермаса, А.Камю, Ж.П.Сартра, а у Р.Барта, М.Фуко, Ж.-Ф.Лиотара и др.
Работы по психологии художественного творчества и эстетического восприятия К.Юнга, З.Фрейда, Л.Выготского и др. также имеют большое значение, наряду с аналогичными разработками таких современных русских ученых, как Н.В.Рождественская, Я.П.Якобсон, Д.Н.Абрамян, В.Л.Дранков.
Комплексные исследования по вопросам взаимоотношений автора и адресата отсутствуют, но отдельные разработки можно обнаружить в трудах М.Липовецкого, М.Эпштейна, В.Курицына, С.Батраковой, Е.Добренко.
В ходе работы были использованы следующие методы теоретического исследования: синтез, анализ (контекстный, текстологический, сравнительно-исторический), абстрагирование, индукция, дедукция, моделирование.
Работа состоит из введения, из одной главы, состоящая из отдельных параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения
Глава 1. История развития плакатного творчества
1.1. Основные исторические моменты в развитии
В настоящее время существует потребность выявить свойства, которые характеризуют процесс обмена художественной информацией, поскольку, по мнению абсолютного большинства современных культурологов и историков искусства, постмодернизм как явление, также как в свое время и авангард, переживает ныне заключительный этап своего существования.
Это обстоятельство вынуждает гуманитариев пытаться подвести итоги постмодернистской культурной модели, что бы понять возможности новой культурной трансформации XXI века.
Наиболее интересными сегодня являются теория Ю.Хабермаса, в основе которой лежит идея возвращения к незавершенному модерну, теория Х.Клоца о формировании «второго модерна». Общественный резонанс, также получили теории гуманистической экологической эстетики (эстетика среды) и искусство жизни как актуальная форма художественной практики. Все данные концепции объединяет общая идея исчерпанности художественного метода постмодернизма. Так ли это на самом деле?
Вопрос о креативно-творческой и художественно-коммуникативном измерении, как один из центральных вопросов для эстетики авангарда и постмодернизма, удобен для подобного рода прогнозов, поэтому мы будем исходить прежде всего из мысли о том, что «художественная деятельность в ХХ веке мыслится деятельностью, направленной на чужое сознание, на сознание Другого; истинный предмет такой деятельности – ее адресат, а не объект изображения или знаковый материал текста.[1]
Действительно, при восприятии художественного произведения адресат, по сути, занимается сотворчеством, создавая в своей голове художественную картину мира на основе тех данных, которые предоставил ему автор. Так, говоря о художественной картине мира, имеет смысл говорить отдельно об авторской художественной картине мира и зрительской.
Авторская художественная картина мира, в отличие от зрительской, представляет собой специфическую форму мировосприятия, выступающую в качестве альтернативы реальному миру, как результат внутренней работы и творческой деятельности самого автора.
Таким образом, «авторская картина мира фиксирует, в первую очередь, уникальность творческого субъекта: ее индивидуально-личностная составляющая определяет сущность текста как произведения словесного искусства и эстетического события. Вместе с тем, как и картина мира любого индивида, она включает в себя универсальное и национальное».
Процесс создания авторской картины мира – это креативно-творческое измерение художественного метода, а его интерпретация зрителем и самим автором в постмодернизме – художественно-коммуникативное.
К художественным приемам деконструкции и интерпретации можно отнести, например, высмеивание какого-то общепринятого мифа, введение большого количества цитат из классических произведений, которые, тем не менее, появляются совершенно в ином контексте, часто иронично.
Таким образом, подводя итог общему определению философской основы художественного метода постмодернизма можно назвать, пять ее основных принципов:
1. Культура – это система знаков, которая сама по себе определяет способы мышления, как автора произведения, так и его адресата.
2. Мир – это текст. Для каждой эпохи характерны свои формальные законы его организации, но сегодня они утратили свою силу под влиянием информационного характера современного общества. Так и знание о мире не может быть истинным, поскольку массовое сознание слишком легко поддается мистификациям.
3. Чтобы понимать произведение искусства необходимо знать другие тексты предшествующих культурных эпох, быть в состоянии их интерпретировать, но сам по себе этот подход отвергает категорию истинности, так как опирается на плюрализм, а не на центризм.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм: проблемы терминологии // Вопросы искусствознания. - 1995. - № 1-2. - С. 41 - 83.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: Пер. с фр. -М.: Прогресс, Универс, 1994. 616 с.
3. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Изд-во им. Сабашникова, 1994
4. Батай Ю.Ж. Внутренний опыт. СПб: Аксиома, Мифрил, 1997. - 366 с.
5. Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. - № 3
6. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - С. 9 -191
7. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Аd Mаrginem, 1995.
8. Велып В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. -№ 1 - С. 109 - 136.
9. Герман М.Ю. Снова об искусстве 30-х. Некоторые вопросы истории и анализа // Вопросы искусствознания. 1995. - № 1. - С. 99 - 126.
10. Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. - 184 с.
11. Деррида Ж. Правдивость в живописи // Постмодернизм и культура. -М.: ИФАН, 1991.-С. 62-70.
12. Джеймисон Ф. Постмодернизм и потребительское общество // Вопросы искусствознания. 1997. - № 2. - С. 547 - 557.
13. Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Петрополис, 1999. - 240 с.
14. Зыбайлов Л.К., Шапинский В.А. Постмодернизм: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993
15. Иноземцев В.JI. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. 1998. - № 9. -С. 27-37.
16. Кантор А. М. Изобразительное искусство XX в. М., 1978.
17. Козловский П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. - 239 с.
18. Козловский П. Современность постмодернизма. Вопросы философии. М.: Аспект Пресс, 1995
19. Крючкова В.А. Социология искусства и модернизм. М.: Изобразит, искусство, 1979 - 216 с.
20. Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение.- 1995.-№11.-С. 197-223.
21. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Искусство, 1983.
22. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. М., 1995. - С. 168 - 184.
23. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии; С.-Петербург: Алетейя, 1998. - 160 с.
24. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? М.: Аd Mаrginem, 1994.
25. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм. (Очерки исторической поэтики). Екатеринбург: Уральск, гос. пед. университет, 1997. - 317 с.
26. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.
27. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: REFL-book, 1994. - 368 с.
28. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства (Опыт энциклопедического словаря). Ч. 1 2. - СПб., 2000. - 551 с.
29. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Искусство, 1987. - 302 с.
30. Молчанов В. Художник-нонконформист в западной социологии // Художник и публика. Сб. науч. трудов. Л., 1981. - С. 144 - 148.
31. На путях постмодернизма. Сборник обзоров и рефератов. М., 1995. -187 с.
32. Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну // Вопросы философии. 1998. -№ 7.-С. 3-13.
33. Постмодернизм и культура (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1993. - № 3. - С. 3 - 16.
34. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства. -М.: Советский художник, 1978. - 237 с.
35. Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993. - С. 189 - 193.
36. Турчин В. Венский путь в XX век // Творчество. 1991. № 3.
37. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда / В.С.Турчин — М.: Изд-во МГУ, 1993.—248 с.
38. Философские основания эстетики постмодернизма (Научно-аналитический обзор). М., 1993. - 42 с.
39. Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект /У Вопросы философии.- 1994,-№4.-С. 40-52
40. Шапир 1993 — Шапир М. И. Язык быта / языки духовной культуры // Путь, 1993, № 3. С. 120—138.
41. Шапир М. И. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм. Philologica, 1995, т. 2, № 3/4, 136-143